Психолог

Стрекаловская Галина Георгиевна

Уважаемые родители!!!

Приглашаем Вас на консультации по теме

"Как помочь ребенку сдать экзамены"

11 классы-по четвергам (14.00 -15.00)

Кабинет психолога (младший блок, 2 этаж)

Стрекаловская
Галина Георгиевна
График работы - понедельник-пятница с 8.00 до 15.00 ч.

 

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

У подростков внимание является преиму­щественно произвольным. Следователь­но, учащийся среднего звена школы мо­жет заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради ре­зультата, который ожидается в буду­щем.

Учителя, работающие в среднем звене, родители обязательно должны прини­мать во внимание и тот момент, что даже самая интересная лекция, самый интересный материал самыми внима­тельными подростками непрерывно воспринимаются не дольше 7—8 минут, после чего обязательно наступает крат­ковременное переключение внимания. Вообще избежать отключений внима­ния учащихся невозможно, а вот сде­лать их минимальными по частоте — реально.

Конечно, у подростков присутствует и непроизвольное внимание. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, есте­ственно, педагоги стремятся сделать свой урок интересным, даже занимаясь с учащимися подросткового возраста, так же часто поступают и родители, за­нимаясь с детьми. И в этом они правы. Но, как писал К. Д. Ушинский: «Конечно, сделав занимательным урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье... Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность...» Следовательно, произвольное внимание у подростков родители и  педагоги должны и дальше развивать, укреплять. Но эта работа должна обязательно сочетаться с формированием мотивации учебной и познавательной деятельности у подростков,  также с воспитанием волевых качеств и  чувств долга и ответственности. В подростковом возрасте у ребенка увеличивается объем внимания, т. е. в короткий промежуток времени он может сознательно удерживать в своем сознании  большее число объектов. Выше, по сравнению с учащимися младших классов, у подростков и устойчивость внимания, способность отвлечься  от всего постороннего. У подростков в большей степени, нежели у младших школьников, развито умение выполнять, сколько видов деятельности в одно и то  же время, т, е. такое свойство внимания, как распределение. Но степень развития всех свойств внимания, а также и произ­вольности во многом зависит от индиви­дуальных особенностей каждого подро­стка.

Успех учебной деятельности подрост­ков во многом зависит от такого качества, как внимательность. Очень часто от подростков мы слышим, что если бы они на уроках были более вниматель­ными, то их оценки были бы значитель­но лучше.

Что же такое невнимательность? Это яв­ление многообразное. Прежде всего, невнимательность связана с чересчур поспешным реагированием на воспри­нимаемую информацию. Например, учитель задал довольно сложный вопрос для обдумывания. Большинство учени­ков это понимают и не торопятся с отве­том. А вот некоторые уже тянут руки. Эти ученики уже не думают над отве­том, они заняты лишь одной мыслью, как бы учитель поскорее предоставил им слово. А при ответе оказывается, что эти учащиеся даже не поняли смысла вопроса. Таких учеников называют им­пульсивными. Импульсивность является одним из основных вариантов невнима­тельности.

Невнимательность может быть связана с преждевременным прекращением процесса восприятия, или размышления, в результате непроизвольного переклю­чения сознания на какой-либо посторон­ний объект. Например, подросток читает материал параграфа. С работы приходят мама и папа, они о чем-то разговарива­ют между собой. Ситуация самая обыч­ная. Подросток отвлекается. Необходи­мо небольшое усилие воли, чтобы сфо­кусировать внимание на своей работе. Но вместо этого ученик прислушивает­ся к разговору, а затем и сам принимает         в нем участие. Значит, просто не хвати­ло силы воли.

Возможно и следующее: во время чте­ния вдруг возникает какая-нибудь мысли­тельная ассоциация, возможно, вспоми­нается какой-то эпизод из фильма. Под­росток может даже поймать себя на том, что мысли где-то далеко. В этой ситуа­ции также потребуется усилие воли, что­бы подавить постороннюю ассоциацию, т. е. следует напрячь свое произвольное внимание.

Все приведенные примеры свидетель­ствуют о том, что самый распростра­ненный вариант невнимательности — это неустойчивость внимания, его непроиз­вольное отключение. Непроизвольное внимание очень часто берет верх над вниманием произвольным. Внимательность — это устойчивость вни­мания, длительное сосредоточение его на нужном объекте: учебном тексте, рассказе учителя, на какой-либо мысли и т. д.

Задачей любого педагога, а также и ро­дителей является формирование у уча­щихся такого качества, как вниматель­ность. Следует помнить и о том, что в подростковом возрасте учащиеся уже могут анализировать степень сформированности у них тех или иных личност­ных качеств, а также стремятся разви­вать в себе те или иные качества, в том числе и внимательность. Поэтому счи­таем просто необходимым привести десять рекомендаций-правил, которые помогут повышению внимательности при чтении учебного материала (Гильбух Ю. 3.         Как учиться и работать эф­фективно. Киев, 1993). Руководствуясь в своей учебной деятельности этими ре­комендациями, подростки станут бо­лее внимательными, а их работа — бо­лее эффективной.

ПРАВИЛО САМООРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ

Правило первое. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий нич­то не отвлекало вас (визиты товарищей, телефонные звонки).

Правило второе. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабо­чее место (оно должно быть надлежа­щим образом оборудовано).

Правило третье. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что. занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ — предварительный про­смотр материала задания, составление плана предстоящей работы.

Правило четвертое. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хо­рошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большей степени основывает­ся на знании предыдущих разделов про­граммы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел, перелистайте конс­пект. Если же этот материал по какой-то причине вообще вами не изучался, начинай­те с ликвидации существующих пробелов.

Правило пятое. Если сосредоточить внима­ние на учебном материале мешают волне­ние, тревога в связи с предстоящим экза­меном, посторонние мысли, то займитесь конспектированием. В силу своей непре­рывности этот процесс делает невозмож­ным частые и длительные отключения вни­мания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. Пос­ле того как вам удастся сосредоточить вни­мание, можно читать про себя.

Правило шестое. Читайте новый матери­ал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты.

Правило седьмое. Старайтесь чередовать  чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как предупреждает возникновение психического  состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к лишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

Правило восьмое. Контролируйте, подавляйте непроизвольные переключения  внимания на посторонние объекты, вызванные действием как внешних раздражителей (хлопанье дверей, звуки мобильного клаксона, чьи-то голоса т. п.), так и внутренних стимулов (мыслительные ассоциации). Осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания, старайтесь волевым усилием вновь направить его по нужному руслу.

 Правило девятое. Если в процессе вы неожиданно осознали, что на какое -то  время «отключились», заставьте себя тотчас  вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Естественно, читать без таких  возвращений значило бы тратить время впустую, заниматься самообманом. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

Правило десятое. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.

 



Сегодня: