Психолог

Стрекаловская Галина Георгиевна

Уважаемые родители!!!

Приглашаем Вас на консультации по теме

"Как помочь ребенку сдать экзамены"

11 классы-по четвергам (14.00 -15.00)

Кабинет психолога (младший блок, 2 этаж)

Стрекаловская
Галина Георгиевна
График работы - понедельник-пятница с 8.00 до 15.00 ч.

 

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психолог Л. С. Выготский отмечал интен­сивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качествен­ной перестройке восприятия и памяти, их превращению в регулируемые, произ­вольные процессы. Ребенок в 7-8 лет обычно мыслит конкретными категория­ми. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития спо­собностей к общению и абстрагирова­нию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно, рассуждать, делать выво­ды, сопоставлять, сравнивать, анализиро­вать, находить частное и общее, устанав­ливать простые закономерности.

Остановимся несколько более подроб­но на развитии теоретического мышле­ния у учащихся в начальной школе. Ре­бенок, начиная обучаться в школе, дол­жен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сфор­мировать у него научное понятие, необ­ходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предмета. Надо показать ребенку, что есть существенные признаки, без которых предмет не мо­жет быть подведен под конкретное по­нятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Если учащиеся 1—2 классов отмечают, прежде всего, наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он?), то к 3-4 классам школьники уже более опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения. Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

Если ученик 1—2 классов часто применяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную, то ученик 3—4 классов должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию, Аналитическая деятельность третьеклассника основывается на представлениях понятиях.  Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьником явлений  окружающей  жизни.  Особые трудности возникают у учащихся при

установлении и понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это и понятно: при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, поскольку указанный факт может быть следствием самых различных причин, которые надо специально анализировать.

Таким образом, младшему школьнику при одном и том же уровне знаний легче ответить на вопрос: «Что же произойдет, если растение не поливать?», чем на вопрос: «Почему засохло растение?».

К окончанию 3 класса учащийся должен научиться и таким элементам анализа, как выявление следующих связей: расположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

Развитие теоретического мышления, т. е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии (рефлексия — это процесс самопознания своих внутренних актов и состояний), которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать. Развитием этих качеств необходимо начинать заниматься как можно раньше. Вот здесь-то и нужна помощь родителей.
Формирование умения давать определения понятиям

Умение давать определения понятиям имеет огромное значение, оно потребуется школьнику при изучении любых отраслей науки, в том числе и всех школьных предметов, не только начального звена, но и особенно в среднем звене. Школьная практика показывает, что даже при самой тщательной работе по форми­рованию понятия ученику трудно самостоятельно сформулировать определение понятия. Это связано с тем, что школьники не владеют системой ориентиров, необхо­димых для выполнения этой логической операции.

Чтобы помочь школьнику, необходимо показать эту систему ориентиров, объяснить общую структуру всех определений.

Определить понятие — значит установить его ближайший род и видовое отличие. Такое определение понятий через род и видовое отличие является самым распро­страненным видом определений. Чтобы пояснить это, приведем примеры: дерево — это один из видов растений; собака — это млекопитающее животное и т. д.

Определения имеют простую и четкую структуру. Все элементы структуры должны быть предварительно тщательно обработаны. Этими элементами определений являются род, вид и объем понятия. Каждому понятию соответствует множе­ство объектов. Например, понятию «дерево» соответствует множество деревьев, понятию «цветок» — множество цветков, понятию «ягода» — множество ягод и т. д. Множество объектов, соответствующее понятию, называют объемом данного понятия. Если между объемами двух понятий имеются отношения включения (объем одного понятия полностью входит в объем другого понятия), то одно из понятий называют родовым по отношению к другому, а другое — видовым по отношению к первому. Например: понятия «растение», «цветок», «василек». Понятие «василек» Будет видовым по отношению к понятию «цветок», а понятие «цветок» соответственно будет родовым к понятию «василек». Если же мы будем рассматривать отношения между понятиями «цветок» и «растение», то здесь отношения будут следующими: понятие «цветок» будет выступать в роли видового по отношению к понятию «растение».

Примеры отношений между понятиями:

Видовое   понятие

цветок
кустарник
млекопитающее
тарелка
стол
прямоугольный треугольник
орешник
береза

Родовое понятие

растение
растение
животное
посуда
мебель
треугольник
кустарник
лиственное дерево
растение

Следовательно, в определении должны обязательно присутствовать: видовое поня­тие, родовое понятие и свойства видового понятия (т. е. указываются свойства мно­жества, являющегося объемом данного видового понятия).

Последовательность логических операций мышления может быть представлена сле­дующим образом:

а) то понятие, которому мы должны дать определение, является видовым (обо­значим его латинской буквой В);

б) подробно знакомимся со свойствами множества, являющегося объемом данного понятия, т. е. с видовыми отличиями данного понятия (обозначим видо­вые отличия буквой Р);

в) подбираем понятие родовое (обозначим буквой А) по отношению к опреде­ляемому видовому (В).

Таким образом, каждый из элементов В должен принадлежать к А, кроме того,

должен обладать видовыми отличиями Р: В = А и Р.

 



Сегодня: