Психолог

Стрекаловская Галина Георгиевна

Уважаемые родители!!!

Приглашаем Вас на консультации по теме

"Как помочь ребенку сдать экзамены"

11 классы-по четвергам (14.00 -15.00)

Кабинет психолога (младший блок, 2 этаж)

Стрекаловская
Галина Георгиевна
График работы - понедельник-пятница с 8.00 до 15.00 ч.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ОСОБЕННОСТИ ВНИАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Преобладающим видом внимания млад­шего школьника остается непроизволь­ное, физиологической основой которо­го является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильна реак­ция на все новое, яркое, необычное. Ре­бенок не может еще в достаточной сте­пени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслитель­ной деятельности. Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.

 Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные ин­тересы и потребности учащихся.

 В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Интересные данные о развитии внима­ния приводит Г. Н. Понарядова. Выявле­но, что у детей с различной успеваемо­стью внимание на протяжении 1-4 клас­сов развивается по-разному. У средне и хорошо успевающих учащихся внима­ние развито средне, у отличников — хо­рошо, а у неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное раз­витие произвольного внимания, а у сла­боуспевающих показатели внимания в 1 и 2 классах примерно одинаковы и лишь к 3 классу наблюдается неболь­шой рост.

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответствен­ности внимательно работают только с интересным материалом. Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возмож­ности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограни­чены. Если подросток или старший школьник могут заставить себя сосредо­точиться на неинтересной и трудной ра­боте ради результата, который ожида­ется в будущем, то младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслу­жить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далекой мотивации произвольного внимания должно проис­ходить в соответствии с их возрастными особенностями, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных

целей. Например, наиболее далекая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с более близким мотивом — успешно перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с бли­жайшим мотивом — получить высокую оценку учителя.

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, рас­пределение внимания — слабее. Млад­ший школьник не может распределить внимание между различными видами работы, например между своим чтением и слушанием товарища.

У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с воз­растной слабостью процесса торможе­ния. Устойчивость внимания первоклас­сники могут сохранять в течение 30— 35 минут. А вот учащиеся 3 классов могут сохранять внимание непрерывно в тече­ние урока. Но важно периодически ме­нять вид работы, чтобы не наступило утомление.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство вни­мания совершенствуется.

Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сан­гвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмер­ной активности. Сангвиник подвижен, не­поседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает в классе. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изу­чаемом предмете, о чем свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних — леность мысли, у других — отсутствие серьезного отношения к учению, у третьих повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.

 



Сегодня: