Психолог

Стрекаловская Галина Георгиевна

Уважаемые родители!!!

Приглашаем Вас на консультации по теме

"Как помочь ребенку сдать экзамены"

11 классы-по четвергам (14.00 -15.00)

Кабинет психолога (младший блок, 2 этаж)

Стрекаловская
Галина Георгиевна
График работы - понедельник-пятница с 8.00 до 15.00 ч.

 

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Память младших школьников по сравне­нию с памятью дошкольников более со­знательна и организованна, однако в ней имеются недостатки. У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысло­вая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигналь­ной системы. Во время обучения в началь­ных классах делается очень много конк­ретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо го­товить детей к обучению в среднем зве­не, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоми­нать определения, доказательства, объяс­нения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления. К недостаткам памяти младших школь­ников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, не­умение разбить материал для запомина­ния на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользо­ваться логическими схемами. У младших школьников имеется потреб­ность в дословном запоминании, что свя­зано с недостаточным развитием речи.

Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается не­уверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясня­ются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное заучивание пе­ресказу.

От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем боль­ше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и ос­мысливанию учебного материала. В процессе обучения в начальном звене школы «память ребенка становится мыс­лящей» (Д. Б. Эльконин). Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:

  • усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);
  • ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью.

регулировать ее проявления (запомина­ние, воспроизведение, припоминание). И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи за­поминания (что надо дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить. К переходу в среднее звено у учащих­ся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению

регулировать ее проявления (запомина­ние, воспроизведение, припоминание). И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи за­поминания (что надо дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить. К переходу в среднее звено у учащих­ся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению.

О развитии произвольного и осмысленного запоминания

У младших школьников первое время недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны (по­вторил ли он материал столько раз, сколько велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать мате­риал на уроке.

Примеры запоминания служат показа­телем произвольности. Сначала это мно­гократное прочитывание всего матери­ала, затем чередование прочитывания и пересказа.

Для запоминания материала очень важ­но опираться на наглядный материал (по­собия, макеты, картины). Многие учителя считают самым эффек­тивным средством прочного запоминания любого материала его повторение. Од­нако установлено, что большое количе­ство повторений одного и того же мате­риала вызывает у детей скуку, потерю интереса. Следовательно, повторения должны быть разнообразными. Перед учениками должна ставиться какая-то но­вая учебная задача.

Даже правила, законы, определения по­нятий, которые надо выучить дословно, можно не просто «зазубривать». Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен.

Установлено, что дети значительно луч­ше запоминают слова, если они включе­ны в игру или какую-либо трудовую де­ятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент товарищес­кого соревнования, стремление получить похвалу учителя, звездочку в тетради, хорошую отметку.

Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого ма­териала. Пути осмысливания материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказ­ки большое значение имеет составление плана.

Самым маленьким доступно и полезно со­ставлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно лишь называть, какую картину сле­довало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует за­менить перечнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа? На ка­кие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?» и т.д.

Запись названий частей рассказа являет­ся опорой для его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.

Об индивидуальных различиях памяти младших школьников

Среди школьников нередко встречают­ся дети, которым для запоминания мате­риала достаточно один раз прочитать раз­дел учебника или внимательно прослу­шать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длитель­но сохраняют заученное, легко его вос­производят.

Есть и такие дети, которые быстро запо­минают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо вос­производят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать

установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя. Наиболее трудный случай — медленное запоминание и быстрое забывание учеб­ного материала. Этих детей надо терпе­ливо учить приемам рационального запо­минания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому не­обходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоми­нания зависят не от низкого уровня памя­ти, а от плохого внимания.

 



Сегодня: