Воспитательная работа

ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ В МАОУ СОШ № 8
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией и Законом РФ

«Об Образовании», Типовым положением об ОУ, нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования РФ, Министерства образования и науки Красноярского края об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.

1.2. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности

приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.3. За выполнение функций классного руководителя устанавливается денежное

вознаграждение из надтарифного фонда, размер которого определяется руководителем общеобразовательного учреждения.

1.4. Размер дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного

руководителя определяется органами государственной власти Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации.

1.5. Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Классный руководитель - профессионал-педагог, организующий систему отношений между обществом и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий свою деятельность в образовательном процессе образовательного учреждения.

1.6. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Законами РФ, Семейным Кодексом РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, Типовым положением об ОУ, административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящим положением), трудовым договором. Школьными положениями, Программой развития школы, Образовательной программой, планом воспитательной работы МАОУ и воспитательными подпрограммами: «Путь к здоровью –путь к успеху», «Подросток», Скажи- нет».

1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с

администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законным представителями учащихся), классным родительским комитетом, социальным педагогом, старшей вожатой, психологом, педагогами дополнительного образования.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

2.1. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно–ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиальных отношений.

2.2. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации обучающегося, его успешной социализации в обществе.

2.3. Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

3. ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Основными функциями классного руководителя являются:

3.1. Аналитико-прогностическая функция, выражающаяся в:

  • изучении индивидуальных особенностей обучающихся;
  • выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива;
  • изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на учащихся;
  • изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;
  • прогнозировании уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся и этапов формирования классного коллектива;
  • прогнозировании результатов воспитательной деятельности;
  • построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системы школы;

3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:

  • координации учебной деятельности каждого обучающегося;
  • координация формирования классного коллектива, организации и стимулировании разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, организация деятельности органов ученического самоуправления;
  • организация взаимодействия деятельности с учителями-предметниками, педагогом - организатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником школы, семьей;
  • выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся;
  • содействии в получении учащимися дополнительного образования посредством включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы, НОУ) как в ОУ, так и в учреждениях дополнительного образования;
  • участие в работе педагогических и методических советов, МО классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики;
  • координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
  • организации работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе школы и класса;
  • забота о физическом и психическом здоровье учащихся, используя информацию медицинских работников и родителей, здоровьесберегающие технологии;
  • ведение документации классного руководителя: личных дел, классного журнала, дневников учащихся, уголка класса;

3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в:

  • Оказание помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу;
  • Создание благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного ребенка;
  • Оказание помощи учащимся в установлении отношений с социумом;
  • Информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

3.4. Контрольная функция, выражающаяся в:

  • Контроле за успеваемостью каждого ученика;
  • Контроле за посещаемостью учебных занятий, кружков, факультативов учащимися;
  • Контроле за самочувствием учащихся.

4. ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Классный руководитель обязан:

4.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития учащихся класса;

4.2. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся в

систематическую деятельность классного и школьного коллективов, изучать индивидуальные особенности личности учащихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе;

4.3. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию школы;

4.4. Организовывать социальную, психологическую и правовую защиту учащихся;

4.5. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).

4.6. Пропагандировать здоровый образ жизни;

4.7. Регулярно информировать родителей (законных представителей) учащихся о их

успехах или неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного родительского комитета.

4.8. Контролировать посещение учебных занятий учащихся своего класса.

4.9. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе с целью

недопущения неуспеваемости учащихся и оказание им своевременной помощи в учебе.

4.10. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с

требованиями к планированию воспитательной работы, принятой в школе.

4.11. Регулярно проводить классные часы и другие, внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.

4.12. Вести документацию по классу (личные дела учащихся, классный журнал, проверять дневники учащихся), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности учащегося, мед.справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).

4.13. Повышать свою квалификацию в сфере педагогики и психологии, современных

воспитательных технологий. Участвовать в работе МО классных руководителей.

4.14. Готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе по требованию администрации школы.

4.15. Соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и

здоровья детей во время проведения внеклассных, внешкольных мероприятий.

4.16. Быть примером для учащихся в частности и общественной жизни, демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения.

5. ПРАВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель имеет право:

5.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье учащихся своего класса.

5.2. Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени.

5.3. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также от органов самоуправления.

5.4. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом,

разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями).

5.5. Приглашать в школу родителей (законных представителей) учащихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.

5.6. Самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с классом.

5.7. Не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, которые не входят в функциональные обязанности классного руководителя, определенные настоящим положением.

5.8. Не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, если они могут нанести психологическую или физическую травму учащимся.

5.9. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и

профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, учащихся, других педагогов.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:

6.1. Классный руководитель ежедневно:

  • Проводит пятиминутку.
  • Определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их

отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий.

  • Проверяет внешний вид учащихся.
  • Организует и контролирует дежурство учащихся в классе.
  • Организует и контролирует питания и дежурство в школьной столовой. Снимает и ставит на бесплатное питание учащихся класса из малообеспеченных семей .
  • Перемена - рабочее время классного руководителя.
  • Организует индивидуальную работу с учащимися (работа по индивидуальным

образовательным маршрутам, работа с активом класса, работа с проблемными детьми); индивидуальную работу с родителями (классный родительский комитет, проблемные семьи).

6.2. Классный руководитель еженедельно:

  • Проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю.
  • Проводит классный час и внеклассные мероприятия в соответствии с планом

воспитательной работы.

  • Организует работу с родителями (по ситуации).
  • Проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по ситуации).
  • Анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся.

6.3. Классный руководитель ежемесячно:

  • Посещает уроки в своем классе.
  • Получает консультации у психолога и отдельных учителей.
  • Организует заседание родительского комитета класса.
  • Организует работу классного актива.
  • Решает хозяйственные вопросы в классе.

6.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:

  • Оформляет и заполняет классный журнал.
  • Участвует в работе МО классных руководителей.
  • Проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояние

успеваемости и уровня воспитанности учащихся.

  • Проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть.
  • Проводит классное родительское собрание.
  • Представляет в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть.
  • Подводит итоги по «Портфолио» учащихся.
  • Готовит и участвует совместно с учащимися в КТД.

6.5. Классный руководитель ежегодно:

  • Два раза в год оформляет личные дела учащихся.
  • Анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года.
  • Составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя).
  • Собирает и предоставляет статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, мониторинг, трудоустройство выпускников и др.);

6.6. Воспитательные мероприятия с учащимися проводятся не менее одного раза в месяц (без классных часов).

6.7. Классные часы проводятся еженедельно.

6.8. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в два месяца.

6.9. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с учащимися:

  • Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  • Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

7. ДОКУМЕНТАЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель ведет следующую документацию:

  • Анализ и план воспитательной работы. Форма анализа и плана воспитательной работы определяется школьным МО классных руководителей.
  • План работы – сетка на каждую четверть (в план-сетку не включаются дела, не связанные с классным руководством);
  • Результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования учащихся класса;
  • Протоколы классных собраний, заседаний родительских комитетов и родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний;
  • Разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми ( в т.ч. классных часов);
  • Материалы методической работы по классному руководству (портфолио в электронном и бумажном варианте);
  • Отчеты, аналитические материалы.

8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

8.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают учащиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины учащихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с учащимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с учащимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также с родителями, (иными законными представителями) учащихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию учащихся).

8.2. Критериальный аппарат оценивания деятельности классного руководителя разрабатывается МО классных руководителей и утверждается методическим или педагогическим советом ОУ.

8.3. Администрация ОУ включает в график внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя.

 



Сегодня:

Заместитель директора по воспитательной работе
Руководитель ШМО


Агаркова
Альбина Геннадьевна

Педагог-организатор

Майорникова
Татьяна Евгеньевна